Польша и Украина по многим социально-демографическим показателям являются наиболее близкими из стран Восточной Европы. Не удивительно, что значительное подобие наблюдается и в сфере телерадиовещания, включая процесс перевода эфирного вещания на цифровую основу. В конце-концов, соглашение "Женева-2006" ставит перед его участниками идентичную задачу.Тем интереснее наблюдать и сравнивать то, каким образомрешают эту задачунаши западные соседи. Такую возможность даёт нам доклад Ярослава Мрочковского, советника правления EmiТel -оператора общенациональной сети эфирного ЦТВ в Польше. Своё выступление Мрочковский сделал в ходе VI Международного Форума «Цифровое вещание в Украине», который состоялся 14 сентября.
Основания и принципы
Первые шаги в направлении эфирного цифрового телевидения в Польше датированы1997 годом. Экспериментальное вещание началось в 2001-ом. Фундаментом национальной политики в этой сфере должен был стать документ под названием Цифровая Стратегия для Польши. Её первый вариант был вынесен на обсуждение в2005 году. В отличие от Украины, вопросы развития цифрового телевидения заняли заметное место в повестке дня и спровоцировали бурную политическую дискуссию. В результате столкновения противоположных точек зрения разработка законодательной базы заняло долгих шесть лет. Цифровой Закон (так он был назван в конце-концов) былутвержденпарламентом только в прошлом 2011 году. Показателен и тот факт, что столь долгий подготовительный период ничуть не помешал нашим соседям. В этом году в Польше уже началось поэтапное отключение аналогового вещания. Полностью этот процесс предполагается завершить 31 июля2013 года. В Украине, несмотря (а скорее всего по причине) на кулуарный и ведомственный по своему характеру процесс разработки программы цифровизации, до сих пор отсутствуют и план отключения "аналога", и его конкретные сроки.
Составной частью усилий польского государства по внедрению цифрового ТВ стала разработка ряда технических спецификаций. Эти документы определяют требования к важнейшим аспектам процесса, включая функциональные возможности цифровых приставок, требования кпрочему абонентскому оборудованию, технические регламенты и нормы. В Польше избрана полностью открытая модель регулирования ЦТВ. Государство не берёт не себя труд определять "правильных" поставщиков и контролировать доступ на рынок посредством разных форм сертификации, лицензирования и т.п. Вместо этого сформулированы требования и определены механизмы выборочного контроля за их соблюдением. Например, покупатель ТВ-приёмника, несовместимого со спецификациями, обязан подписать документ, подтверждающий его сознательный выбор и отказ от претензий. Продажа несовместимых устройств без надлежащего информирования покупателей карается внушительными (около 12000 Евро) штрафами.
В Украине принята прямо противоположная модель закрытого рынка абонентского оборудования. Государство в лице Национального Совета по вопросам телевидения и радиовещания определило требования к абонентскому оборудованию, включая и более чем спорное требование применять условный (т.е. кодированный) доступ и двух "правильных" поставщиков такого оборудования. Вкупе с решением использовать до сих пор малораспространённый стандарт DVB-T2 это сделало бесполезным абсолютное большинство современных цифровых ТВ-устройств в нашей стране. Без внешних тюнеров или модулей условного доступа (которые появились в продаже только сейчас), они не в состоянии принимать сигнал национальной сети ЦТВ.
Принципиальное различие в подходах к формированию рынка абонентских устройств обуславливает заметную разницу в ценах. На польском рынка присутствует около 30-ти торговых марок ТВ-приёмников, поддерживающих национальное ЦТВ. Средняя стоимость внешнего тюнера упала до примерно 30 Евро (или 120zł) против 40-50 Евро в Украине. Польская почтовая служба анонсировала свой собственный продукт, предполагающий доставку "до дверей" тюнеров по цене около 28 Евро (115zł). После бурных прений в Польше было решено не дотировать приобретение цифровых приставок, в том числе и малообеспеченным гражданам. Одним из основных мотивов была невысокая относительно среднего дохода поляков, стоимость подобных устройств. Вместо того, чтобы тратить десятки миллионов на субсидирование относительно дорогих устройств, поляки приняли решение максимально стимулировать конкуренцию среди поставщиков, чтобы получить минимально возможную цену.
Вещательная сеть
Цифровое эфирное телевещание в Польше осуществляется в четырёх мультиплексах, насчитывающих по 6-8 каналов. Три мультиплекса предназначенны для стационарных приёмников (оператор - Emitel) и один (оператор -Cyfrowy Polsat), выделен для портативных, в том числе мобильных устройств. Услуга ТВ-приёма для мобильных устройств была представлена в марте этого года одним из крупнейшим оператором спутниковых платформ в Центральной и Восточной Европе -Cyfrowy Polsat. Используя специально разработанный стандарт DVB-H (handheld), TV Mobilna предлагает за небольшую, около 20 злотых ( порядка 6 Евро) абонплату неограниченный доступ для двух устройств - стационарного (домашнего) и мобильного ТВ-приёмников. Идея в том, чтобы абонент не прекращал смотреть телеканалы (в общей сложности 35 теле- и радиостанций, в первую очередь платные), даже если находится на выезде. В соответствии с принятой в Польше практикой, мобильное ТВ обеспечивает доступ как к бесплатным, открытым телеканалам, так и к платному контенту.
В отличие от Украины, поляки по-прежнему используют стандарт DVB-T. Одна из основных причин, по которой было решено не переходить на более современный DVB-T2, состоит в отсутствии потребности в таком количестве каналов с одной стороны и нежеланием создавать проблемы для телезрителей - с другой. На этапе обсуждения стратегии развития эфирного ТВ поляки отказались от идеи искусственно стимулировать расширение пула вещателей за счёт использования новых технологий. Несмотря на то, что цифровые технологии давали возможность обеспечить место в эфире ещё 5-8 телеканалам, от этой идеи было решено отказаться. Точнее, этот вопрос будет рассматриваться по завершении аналогового вещания и расчистки освободившихся частот. Тогда, по итогам публичной дискуссии, эти частоты (пресловутый цифровой дивиденд) будут выделены либо для двух-трёх новых мультиплексов, либо для развёртывания LTE-сетей.
Весьма показательно, что несмотря на использование устаревшего стандарта DVB-T поляки нашли в возможность для HD-вещания. Напротив, в украинской сети эфирного ЦТВ до сих пор нет вещания высокой чёткости, хотя лицензионными условиями провайдера мультиплекса - ООО Зеонбуд, - предполагается наличие десяти подобных каналов.
Ещё одним проявлением отличий в подходах к решению одних и тех же вопросов стала проблема кодирования сигнала в мультиплексах. По словам г-на Мрочковского, ни Emitel, ни регулирующие органы даже не обсуждали идею кодирования бесплатных каналов, поскольку это не нужно не только аудитории, но и самим вещателям. «Поляки привыкли, что телевидение должно быть бесплатным. Мы знаем об этом и при переходе на цифру предлагаем людям бесплатные каналы, и как дополнительную опцию - платные, но никак не наоборот, - рассказал Ярослав Мрочковски. - Мы не заставляем людей покупать set-top-box для платного ТВ, потому что мы не заставляем их его смотреть. Платное телевидение в полном объёме мы введем через 2-3 года, а за это время технологии уйдут вперёд и современные ресиверы могут устареть».
Подводя итоги
По мнению г-на Мрочковского, ключевыми уроками из опыта Польши можно считать следующие:
1. Ни продолжительный тестовый период, ни масштабная информационная кампания не дают заметного результата в части информирования телезрителей о необходимости менять своё оборудование. Очень большая, если не бОльшая их часть тянет до последнего и начинает проявлять активность лишь когда аналоговый сигнал попросту исчезает из эфира;
2. Даже для относительного успеха миграции телезрителей в сеть цифрового вещания необходима взвешенная ценовая и программная политика. Необходимы большое количество бесплатных каналов, в том числе хотя бы пара бесплатных с HD-качеством, трансляции событий наподобие Олимпиады или Еврочемпионата по футболу;
3. нужен как можно более широкий выбор недорогих и функциональных ТВ-приставок;
4. абсолютно необходима отдельная стратегия отключения аналогового вещания. Эта стратегия должна включать в себя меры по исследованию фактического состояния дел с просмотром аналогового/цифрового ТВ в каждом отдельном регионе, критерии принятия решений об отключении, порядок информрования граждан и т.п.
В целом польский эксперт достаточно сдержанно оценивает достигнутые на сегодняшний день результаты. С одной стороны, соблюдаются зафиксированные в руководящих документах темпы цифровизации. С другой - востребованность цифрового ТВ оказалась ниже прогнозов. Несмотря на многолетнюю привычку польский телезритель отказывается от эфирного вещания в пользу кабельных и спутниковых операторов. На сегодняшний день доля абонентов цифрового эфирного ТВ в стране упала ниже показателя в 30% По мнению г-на Мрочковского, в долгосрочной перспективе эту тенденцию переломить уже невозможно. В Польше, как и по всей Европе, набирает темпы процесс диверсификации каналов дистрибуции ТВ-контента. Кабельные сети доступа в Интернет с одной стороны и многочисленные спутниковые платформы - с другой дают гораздо больше, нежели эфирное вещание.
Роман Химич
http://proit.com.ua/article/progress/20 ... 70833.html