Цифровое ТВ приближается к «точке невозврата»
Текущий сценарий развития цифрового телевидения в Украине дает все больше оснований говорить о том, что он несет прямую угрозу национальной безопасности. При этом, чтобы не пропустить «точку невозврата» государство должно уже сейчас предпринимать эффективные и решительные действия, направленные на гарантированную доставку телевизионного сигнала потребителям. Иначе нельзя исключить ситуацию, когда нажатием одной «кнопки» примерно 16 млн. человек будут отключены от приема телевизионного сигнала.
Подобные выводы напрашиваются по итогам наблюдений за непростыми взаимоотношениями между ООО «Зеонбуд» – монопольным провайдером цифрового ТВ с неизвестными владельцами — и Нацсоветом по вопросам телевидения и радиовещания. Несмотря на два официальных требования раскодировать телевизионный сигнал, предупреждение и даже угрозу лишить лицензии со стороны госрегулятора, «Зеонбуд» продолжает фактически диктовать Нацсовету свои условия.
В частности, из 32-х вещаемых телеканалов, «Зеонбуд» раскодировал только 16 из них и лишь на 2 недели, да еще с определенными условиями. Кроме того, провайдер попросил еще 4 месяца на раскодирование остальных 16 каналов. В результате Нацсовет по ТВ и РВ на своем заседании «принял к сведению частичное раскодирование телеканалов» и не нашел голосов ни для установления нового срока по исполнению своего решения о раскодировке всех телеканалов, ни для объявления предупреждения, ни для обращения в суд относительно аннулирования лицензии. Что в итоге будет с остальными 16 закодированными телеканалами неизвестно.
Несмотря на всю абсурдность ситуации, в которой государство не может заставить выполнять частную компанию свое решение, она вполне объяснима. «Зеонбуд» — единственный провайдер цифрового ТВ в стране, сигнал которого принимают около 10 млн. абонентов (по данным Нацсовета, почти 4 млн. домохозяйств обеспечены тюнерами для приема цифрового ТВ, еще около 2-3 млн. домохозяйств принимают аналоговый сигнал, при этом на домохозяйство по статистике приходится 2,6 человека ― прим. ред.). Лишив провайдера лицензии, Нацсовет вынудит этих зрителей перейти на аналоговое ТВ, где количество каналов и качество их вещания оставляет желать лучшего.
Но сегодня, пока аналоговое ТВ работает, у Нацсовета все-таки еще есть возможность пойти на крайнюю меру. После 31 декабря 2015 такой возможности не будет. Согласно постановлению Кабмина №815 от 9 июня 2006 об утверждении плана использования РЧР, 1 января 2016 аналоговое телевещание прекращается.
В этом контексте Олег Черныш, член Нацсовета, высказывает предположение: «Если в 2016 подобная политическая ситуация, которая сложилась сейчас, сложится в 2016 году, когда аналоговое телевидение будет отключено, и, если провайдер, непонятно кем контролируемый, с непонятными учредителями, решит выключить трансляцию телевизионных каналов, то государство даже не будет иметь возможности информировать население о каких-то событиях».
Иными словами, если украинская власть в ближайшее время не научит «Зеонбуд» беспрекословно выполнять свои законные требования или уже сейчас не начнет создавать полностью контролируемого провайдера цифрового ТВ, то с 1 января 2016 стратегический IT-актив государства в виде цифрового ТВ может оказаться в полной власти неизвестных собственников «Зеонбуда» с неизвестными целями, мотивами и намерениями.
В текущей ситуации напрашивается несколько взаимодополняющих вариантов сценария дальнейшего развития цифрового ТВ со всеми вытекающими достоинствами и недостатками.
Нацсовет все-таки находит общий язык с «Зеонбудом», провайдер выполняет все требования госрегулятора, а также раскрывает своих владельцев. Однако, судя по последнему заседания Нацсовета, госрегулятор вынужден говорить о достижении компромисса с «Зеонбудом», чтобы расписываться в фактическом отсутствии рычагов воздействия на провайдера. При этом «Зеонбуд» продолжает диктовать свои условия ― время играет на него.
Параллельно с «принуждением к подчинению» «Зеонбуда» Нацсовет совместно с НКРСИ, Госспецсвязи, УГЦР и рядом других госструктур начали активно заниматься созданием государственного провайдера цифрового ТВ в лице Концерна радиовещания, радиосвязи и телевидения. Стоит отметить, что КРРТ, начиная с 2000 года, постоянно исследует и тестирует различные варианты внедрения цифрового эфирного телевидения. А в 2011 фактически силами Концерна была построена сеть вещания самого «Зеонбуда».
Между тем, ключевой вопрос, который волнует участников процесса: есть ли свободные частоты? В комментарии «proIT» Александр Богданов, директор по развитию Концерна РРТ заявил, что в Украине существует некоторый запас частотного ресурса, который можно использовать для дальнейшего развертывания сетей цифрового ТВ. «Так в 2013 году Нацсоветом была аннулирована лицензия компании ООО «УЦТМ» на мультиплекс МХ-4. Согласно этой лицензии выделялись телевизионные каналы (частоты) для развития синхронных зон цифрового вещания по всей территории Украины. Поэтому у нас есть надежда, что УГЦР имеет перечень свободных каналов (частот) для дальнейшего использования». В конце августа 2014 КРРТ заказал УГЦР просчет частот на новую цифровую сеть.
Но даже, если частоты и будут найдены, у Концерна существуют достаточно большие проблемы с финансированием. «Насколько я знаю, сейчас у Концерна очень большие задолженности перед компаниями, которые продают электроэнергию. В первую очередь Концерну надо ликвидировать эти задолженности, и уже сейчас начинать искать средства по строительству. Проблема может быть как раз с недостатком финансирования. Все-таки создание сети цифрового ТВ это очень большой проект, он требует больших вложений», ― говорит Олег Черныш.
В то же время, Александр Богданов не спешит оценивать объем необходимых инвестиций: «Объем средств, необходимый для запуска проекта, можно будет оценить только после получения нами расчетов УГЦР относительно предоставляемых нами заказов. Поскольку сейчас ни количество передатчиков, ни их мощность, что существенно влияет на цену оборудования, мы пока не знаем».
Он также затруднился ответить на вопрос, в какие сроки КРРТ сможет построить сеть. «В этом вопросе все будет зависеть от того, как Концерн РРТ получит разрешительные документы на развитие сети: либо это будет на всю территорию страны, или по регионам, или другие варианты. От этого будут зависеть объемы оборудования, которое необходимо будет заказывать у производителей и многие другие организационные вопросы», ― объясняет представитель КРРТ.
В целом вызывает большие сомнения способность лоббистов создания государственного провайдера цифрового ТВ убедить «выбить» из бюджета средства на строительство еще одной сети цифрового ТВ, особенно в условиях острейшего бюджетного кризиса и агрессивного противодействия «Зеонбуда».
Еще одним вариантом развития событий может быть перенос сроков отключения аналогового ТВ. «Мы не можем ни в коем случае отключить аналог, пока семьи, которые смотрят аналоговое телевидение не получат возможность смотреть эфирное цифровое ТВ. Вполне вероятно, что мы будем инициировать внесение изменений в План использования РЧР о переносе сроков отключения аналогового ТВ. Например, Россия этот срок перенесла до 2018 года. Судя по тому, как разворачиваются события у нас, я думаю, что мы тоже будем вынуждены отложить переход на цифру», ― говорит Олег Черныш. Очевидно, что в таком случае между «Зеонбудом» и Нацсоветом сохранится статус-кво, а проект КРРТ, скорее всего, будет заморожен.
Наконец существует еще один, крайне маловероятный, вариант развития событий, при котором Нацсовет не находит общий язык с «Зеонбудом», через суд лишает его лицензии на вид деятельности, частоты получает КРРТ и государство за символическую сумму покупает инфраструктуру «Зеонбуда». Тут еще стоит добавить, что из 166 объектов, которые были определены для внедрения цифрового вещания в 2011 году, 150 сегодня находятся на балансе Концерна РРТ. Но, как показывает опыт организации конкурса на лицензии на связь третьего поколения, чиновники не способны действовать быстро и решительно в интересах государства в концептуальных вопросах из-за мощного лобби крупного бизнеса.
Подводя итог, Олег Черныш говорит, что все перечисленные сценарии не взаимоисключающие, и все они могут осуществиться. «Надо смотреть как будет развиваться ситуация. Сейчас взаимоотношения «Зеонбуда» и Нацсовета я бы назвал шахматной партией, это игра в шахматы на нескольких досках. Думаю, что самый разумный путь — это путь каких-то договоренностей и компромиссов, потому что война, как показывает сегодняшние реалии, никому, особенно мирному населению удовольствия не приносит», ― резюмирует чиновник.
Таким образом, на сегодня один из стратегических активов государства продолжает находиться в руках частного монополиста с неизвестными владельцами, на которого государство фактически не имеет никакого влияния. При этом последние решения чиновников в области управления государственными ИT-активами, не только не вызывают особого оптимизма, но и угрожают национальной безопасности.
http://proit.com.ua/article/progress/20 ... 41327.html