Цитата:
Покупка декодеров для цифрового ТВ за государственный счет: горький европейский опыт
Решение Нацсовета о шифровании сигнала означает, что телесигнал может быть принят только с помощью декодеров конкретного производителя. И именно на закупку декодеров этого производителя пойдут государственные 350 млн грн. Но вот как это соотносится с антимонопольным законодательством? Уже есть европейская практика: Европейский суд справедливости недавно постановил, что предоставление государством помощи потребителям только цифрового эфирного телевидения является нарушением правил конкуренции.
В ряду громких событий 2011 года нельзя не упомянуть предпринятые Украиной шаги в продвижении цифрового телевидения. Значимость этих действий в полной мере можно будет ощутить относительно скоро – к 2015 году привычный сегодня эфирный ТВ-сигнал будет полностью отключен, в результате чего те из нас, кто смотрел телевизор с помощью обычной эфирной антенны, в дальнейшем будут лишены такой возможности (для этого необходимо будет приобрести специальный декодер).
Всем известно, что одной из самых характерных черт любого глобального проекта в Украине является изобилие всевозможных непрозрачных схем, при которых любое, даже самое позитивное начинание безвариантно сводится к банальному растягиванию бюджетов. И все бы ничего, если бы те прекрасные цели, под которые и выделялись этим самые бюджеты, хоть как-то реализовывались. Но способность исказить любую идею до неузнаваемости – это свойство, за которое нас ещё спросят потомки, чьим будущим мы уже сейчас умело распоряжаемся.
Стоит ли говорить, что столь глобальный проект, как переход на цифровое телевидение, уже по определению не может обойтись без алогизмов, при которых сама идея нового телевидения дискредитируется. И здесь дело даже не столько в непрозрачности распределения лицензий на цифровое вещание. Дело в том, что в результате искусственно созданных самим государством препятствий цифровое телевидение рискует так и не запуститься в полной мере.
Дело на 350 миллионов
После перехода на цифру обычный телевизор не сможет принимать сигналы на привычную эфирную антенну, поскольку ввиду ряда технических нюансов цифровой сигнал нужно будет суметь правильно «перевести» на язык стандартного телевизора. Делается это с помощью специальных устройств – цифровых декодеров.
В 2008 году Украина приняла решение относительно технологии развития цифрового телевидения: был выбран стандарт DVB-T. Сразу после этого все производители телевизоров специально под Украину стали оснащать свои модели встроенным декодером именно этого стандарта. В результате практически каждый покупатель нового телевизора автоматически становился подготовленным к переходу страны на цифровое телевидение, и для того, чтоб начать смотреть цифровое ТВ, ему достаточно только сделать небольшие настройки своего телевизора.
Но Украина в своей новейшей истории часто старалась избегать простых решений. Казалось бы, что может быть проще и правильней для чиновника, чем сделать все по закону? Тем не менее, весной 2011 года Нацсовет по вопросам телерадиовещания самостоятельно изменил технологические параметры будущего цифрового телевидения, заменив установленный Кабмином стандарт DVB-T на не сертифицированный в Украине DVB-T2. Ввиду того, что эти стандарты несовместимы друг с другом, все без исключения декодеры, которые были вмонтированы в новые телевизоры, оказались непригодны. Иными словами, независимо от того, купили ли вы уже декодер (как отдельный аппарат, так и встроенный в телевизор), вам все равно придется покупать ещё один, с новыми параметрами, подстроенный под DVB-T2.
Несмотря на относительную дороговизну таких декодеров (в Великобритании, где так же внедряется вещание в DVB-T2, цены стартуют с 99,99 фунтов) рынок рано или поздно сделал бы свое дело, и стоимость такой приставки пришла бы к каким-то реальным для нашей страны значениям. Однако, как показали дальнейшие события, наличие свободной конкуренции на этом рынке не входило в планы украинских чиновников.
Осенью 2011 года Нацсовет по вопросам телерадиовещания рекомендовал зашифровать цифровой телесигнал. Шифрование по сути означает, что телесигнал может быть принят с помощью только конкретного вида декодеров конкретного производителя. Это, в свою очередь, устраняет с рынка других производителей и оставляет на нем тех, кто будет навязан государством. Понятно, что в таких условиях о конкуренции разговора быть не может – единственный поставщик (это будет Irdeto. – ТК) фактически становится монополистом рынка приёмных устройств, и он может единолично устанавливать цены и диктовать иные условия.
В конце прошлого года эта схема получила логическое продолжение: в Законе о государственном бюджете на 2012 год отдельной статьей выделено 350 миллионов 120 тысяч гривен на закупку декодеров для цифровых телевизоров для населения.
В условиях монополизации рынка несложно догадаться, кому пойдут эти самые 350 миллионов. И не исключено, что и схема вся задумывалась именно для того, чтоб освоить эти сотни миллионов.
Но вот только как это соотносится с антимонопольным законодательством? Ведь кроме того, что государство искусственно ограничило рынок предложений декодеров, так ещё и за государственный счет принялось финансировать деятельность частных компаний, которые и занимаются цифровым вещанием. Понятно, что при отсутствии государственных субсидий расходы на установку декодеров должны ложиться не в последнюю очередь на собственника украинский цифровой сети – частной компании «Зеонбуд», а также на остальные телеканалы, которые заинтересованы, чтоб их смотрели в цифровом формате.
Антимонопольное законодательство
Основой антимонопольного законодательства является Конституция Украины, согласно которой государство кроме того, что обеспечивает защиту конкуренции, ещё и обязывается всячески пресекать незаконное ограничение конкуренции и недобросовестную конкуренцию.
Специальным конкурентным законодательством установлены также и особые правила для случаев, когда само государство вводит конкурентные ограничения. В частности, закон прямо запрещает любые действия любых органов власти, которые могут привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции.
Ввиду того, что ограничение рынка предложений приёмных устройств для цифрового телевидения основывается на решении Нацсовета по вопросам телерадиовещания, этот орган (а также отдельные чиновники) и должен привлекаться к ответственности за нарушение конкурентного законодательства. А если позже выяснится, что на основании этого решения государство закупило декодеры по не выгодным ценам, современная практика возбужденных уголовных дел дает массу примеров того, чем это может закончиться.
Но кроме этого, есть ещё один нюанс, также связанный с действием конкурентного законодательства.
Вопросы государственного субсидирования покупок для населения декодеров цифрового эфирного ТВ периодически поднимаются практически в каждой европейской стране. Такое субсидирование с самого начала вызвало ряд судебных споров в Европе, результаты которых оказали серьезное влияние на развитие цифрового ТВ. И одним из основных здесь является разбирательство относительно субсидирования покупок декодеров в Италии, которое началось ещё в 2004 году, и последнее решение по которому было принято летом 2011 года.
В 2004 году итальянское правительство решило выделить субсидии на покупку населением декодеров цифрового ТВ на общую сумму 110 миллионов евро. Выделению денег только для цифрового эфирного телевидения возмутились спутниковые вещатели. Их претензии понять несложно: с какой такой радости государство за счет налогоплательщиков финансирует развитие только эфирного телевидения? Почему аналогичным образом не финансируется, к примеру, спутниковое ТВ?
28 июля 2011 года Европейский суд справедливости вынес окончательное решение, в котором постановил, что предоставление государством помощи потребителям только цифрового эфирного телевидения является нарушением правил конкуренции. По мнению суда, предоставление потребителям мультиплексов субсидий для приобретения приставок привело к экономическим выгодам компании, вещающей в цифре, так как оно позволило укрепить ее рыночные позиции в сравнении с иными конкурентами за счет государства.
В решении суда отдельно сказано, что подход к отбору, основанный на технологических характеристиках в пользу технологий цифрового эфирного вещания, а не спутниковых технологий, привел к искажению конкуренции, и, как следствие, данная мера не может считаться совместимой с функционированием свободного рынка и свободной конкуренции.
В результате суд обязал частные компании вернуть Италии потраченные на приобретение декодеров деньги.
Много лет спустя Украина решила ступить на те же грабли и пошла заведомо противоправным путем.
Как будут развиваться дельнейшие события вокруг развития цифрового телевидения в Украине, остается лишь догадываться. К сожалению, отсутствие какой-то единой стратегии, помноженное на коррупцию, не дает поводов для оптимизма относительно будущего цифрового ТВ.
Тем не менее, нужно надеяться, что многочисленные палки в колеса, которые само же государство себе и вставляет, не смогут лишить зрителей возможностей просмотра телеканалов, информационная политика которых будет более честной и открытой, чем мы можем наблюдать сегодня
http://www.broadcast.telekritika.ua/sho ... 30.01.2012